ТУРЦИЯ - 1 лира 2020 года "БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ АЙЯ-СОФИЯ"

Дата выпуска: 04.08.2020

Металл: Биметалл: кольцо – латунь, вставка – медно-никелевый сплав

Тираж: ? шт.

Диаметр: 26,15 мм

Вес: 8,2 гр

Толщина: 1,9 мм

Гурт: гладкий, с чередованием литер T.C., насечек и изображения тюльпана

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Турецкий монетный двор (г.Стамбул)

Состояние: из мешка

Примечание: На фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

ТУРЦИЯ

1 лира 2020 года

"БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ АЙЯ-СОФИЯ"

Аверс: В центре, в круге, расположено изображение мечети Айя-София (г.Стамбул), под которой размещены юбилейные даты: "1458-2020". Вверху по краю внутреннего диска отчеканено название мечети: "AYASOFYA-İ KEBİR CAMİİ ŞERİFİ". На внешнем кольце присутствует круговая надпись - название страны-эмитента: "TÜRKIYE CUMHURIYETI" (ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА).

Реверс: В центре – номинал цифрой 1 на фоне стилизованного национального тюркского орнамента, ниже надпись полукругом: "TÜRK LIRASI". В верхней части монеты – полумесяц со звездой, в нижней – год выпуска. По краю монеты – национальный орнамент.



Один из последних споров между Европейским союзом и Турцией был вызван преобразованием старой православной базилики Санта-София, расположенной в Стамбуле, которая несколько дней назад была музеем, в мечеть. Отнюдь не пытаясь смягчить позицию, турецкое правительство решило отчеканить несколько памятных монет, одна из которых биметаллическая и предназначена для обращения в честь открытия ныне Великой мечети Святой Софии.

С момента своего открытия в 360–1453 годах он служил Византийским православным собором Восточного обряда в Константинополе, за исключением скобок между 1204 и 1261 годами, когда он был преобразован в католический собор латинского обряда во время Латинского Патриархата Константинополя. Латинской империи, основанной крестоносцами.

После завоевания Константинополя Османской империей здание было преобразовано в мечеть, выполнявшую эту функцию с 29 мая 1453 г. до 1931 г., когда оно было секуляризовано. 1 февраля 1935 года он был открыт как музей. 24 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган присутствовал на первой мусульманской молитве в Святой Софии после 86 лет существования музея.

ЮНЕСКО, со своей стороны, раскритиковала изменение статуса памятника, объекта всемирного наследия с 1985 года, без консультаций.



Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь), район Султанахмет. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София (тур. Ayasofya-i Kebir Camii).

Во времена Византийской империи Софийский собор находился рядом с императорским дворцом. В 1453 году после захвата Константинополя османами собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2020 году он снова стал мечетью.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота здания — 55,6 м, диаметр купола — 31 м.

В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов.

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери. Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству». По мнению историка А.В. Соколова, здесь явно усматривается греческое влияние в США.

В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции.

13 сентября 2018 года Конституционный суд Турции отклонил обращение частной организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» о возвращении собору статуса мечети, назвав данное требование «недопустимым».

В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган в интервью телеканалу TGRT заявил: «Статус Святой Софии может быть изменён с музея на мечеть. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично».

10 июля 2020 года Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что это здание может использоваться в качестве мечети. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть. Данное решение вызвало официальную критику со стороны ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей, Европейского союза, Австрии, Германии, Греции, Кипра, США, Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Элладской православных церквей, а также Православной церкви Украины, Евангелической церкви Германии и Святого Престола. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии.

24 июля 2020 года в мечети Айя-София впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним.