ПОЛЬША - 5 злотых 1936 года "15 ЛЕТ МОРСКОМУ ПОРТУ ГДЫНЯ" (СЕРЕБРО)

Дата выпуска: 1936

Металл: Серебро 0.750

Тираж: 1 000 000 шт.

Диаметр: 28 мм

Вес: 11 гр

Толщина: 2 мм

Гурт: рифлёный

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Монетный двор Польши (г.Варшава) MW

№ по каталогу Краузе: Y# 31

Примечание: На фото образец

Описание товара:

ПОЛЬША

5 злотых 1936 года

"15 ЛЕТ МОРСКОМУ ПОРТУ ГДЫНЯ"

(СЕРЕБРО)

Аверс: В центре – герб страны: коронованный польский орёл. Полукругом по краю выгравировано название страны эмитента и год чеканки: "RZECZPOSPOLITA POLSKA  1936".

Реверс: В центре изображено учебное парусное судно "Дар Поморья", внизу номинал полукругом: 5 ZŁOTYCH 5. Под волнами, с левого и правого краёв монеты сигнатура дизайнера: J – A (Джозеф Аумиллер). Справа, над волной, знак Варшавского монетного двора.

Дизайнер: J. Aumiller

Монета введена в обращение в 1936 г., окончательно изъята из обращения 21.12.1939 г. 



Порт Гдыни — польский порт, расположен в городе Гдыня, в 16 км от порта в Гданьске. Является торговым, рыбацким, военным и яхтовым портом.

Порт возник вместе с городом Гдыня после Первой мировой войны на месте рыбацкой деревушки. В то время Польша получила выход к морю, но Данциг не вошёл в её состав (он имел особый статус свободного города). Польское государство вынуждено было приступить к созданию на узком клочке береговой полосы так называемого «Данцигского коридора», своего военного и торгового морского порта. Поэтому новый морской порт стали строить в Гдыне.

Первый морской корабль вошёл в порт Гдыни в 1923 году.

В 1920 году руководителем строительства порта в Гдыне был назначен Тадеуш Венда. По его проекту в 1920—1932 был сооружены торговый, военный и рыбацкий порты в Гдыне.

В 1926 году Гдыня получила права города.

Гдыньский порт рос 15 лет вместе с городом. В 1924—1939 гг. это была крупнейшая стройка на территории Польши. В сентябре 1939 г. город располагал современной гаванью и портовой базой.

К 1939 году порт имел шесть крупных стоянок кораблей, к причалам могли подходить крупные морские и океанские корабли с большой осадкой. Для погрузочно-разгрузочных работ было установлено множество различных кранов грузоподъёмностью от 0,5 тонн до нескольких десятков тонн.

В 1928—1939 годах порт Оксивье и северная часть гдыньского порта являлись главной базой польского военно-морского флота.

С 1 по 19 сентября 1939 года польскими войсками осуществлялась оборона побережья, одним из эпизодов которой стала Битва за Оксивскую скалу.

Когда немецко-фашистские захватчики оккупировали порт, они переименовали его в Готенхафен. Здесь базировались подводные лодки и надводные боевые и транспортные корабли немцев, действовавшие в Балтийском и Северном морях.

Порт был освобождён в марте 1945 года в ходе Восточно-Померанской операции вооружённых сил СССР.