ПОРТУГАЛИЯ - 7,5 евро 2020 года "МАГЕЛЛАНОВ ПРОЛИВ", серия: "500 лет кругосветному путешествию Магеллана" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

ПОРТУГАЛИЯ - 7,5 евро 2020 года "МАГЕЛЛАНОВ ПРОЛИВ", серия: "500 лет кругосветному путешествию Магеллана"

Дата выпуска: ноябрь 2020

Металл: Серебро 0.500

Тираж: 50 000 штук (UNC - 50 000 шт.; BU - 0 шт.; PROOF - 0 шт.)

Диаметр: 33 мм

Вес: 13,5 гр

Толщина: 2 мм

Гурт: рифлёный

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Монетный двор Португалии (Лиссабон)

№ по каталогу Краузе: KM# -

Примечание: На фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

ПОРТУГАЛИЯ

7,5 евро 2020 года

"МАГЕЛЛАНОВ ПРОЛИВ"

серия: "500 лет кругосветному путешествию Магеллана"

Аверс: В центре размещено стилизованное изображение карты кругосветного путешествия Фернана Магеллана с 1519 по 1522 год. По окружности отчеканена легенда: "2020 POTUGAL "CIRCUM NAVEGAÇÃO 1519-1522". В нижней левой части расположена номинальная стоимость монеты: "7,5 €".

Реверс: В центре изображены два Магелланова пингвина, названные так в честь Фернана Магеллана, который открыл места их обитания, справа - корабль. Вверху полукругом надпись: "FERNÃO DE MAGALHÃES"; в нижней части: "ESTREITO 1520".  Слева в нижней части вдоль канта отчеканено имя дизайнера и знак Монетного двора Португалии: "INCM - L.F. ABREU".

Художник: L.F. ABREU (подпись — L.F. ABREU)



10 августа 2019 года исполнилось ровно 500 лет с момента отплытия в первое, невероятное для того времени, кругосветное путешествие Фернана Магеллана и его офицера Хуана Себастьяна Элькано. 

Им удалось совершить то, что до них не совершал никто – обогнуть земной шар. Чтобы совершить этот подвиг им понадобилось почти три года. Из плавания вернулся лишь Элькано. Но в том 1519 году Фернан Магеллан вовсе и не знал, что он совершает первое в истории кругосветное плавание. В средине XVI века этот португальский путешественник хотел лишь достичь индонезийских островов Молуккского архипелага. Эти «острова специй» сулили невероятную прибыль.

Перед отплытием Магеллану необходимо было заручиться поддержкой нового короля Испании Карлоса I, будущего императора Священной Римской империи Карла V. Король соглашается, но с условием избегать португальских территорий. Цель? Поставка специй, минуя Индийский океан, в те времена находившийся под контролем Португалии. В обмен суверен обещает Магеллану ряд коммерческих выгод. Предполагается, что искатель приключений достигнет Азии с запада – через новый мир, нынешнюю Южную Америку – и развернется назад. Изначально речь вовсе не шла о кругосветном плавании. Получив королевское разрешение, искатель приключений набирает команду из 237 человек на пяти кораблях: «Тринидад», «Сантьяго», «Виктория», «Сан-Антонио» и «Консепсьон». 10 августа 1519 года смельчаки отплывают из Севильи.

Но почему португалец Магеллан отплыл под испанским, а не под португальским флагом? Дело в том, что он просил короля Португалии Мануэла I взять его на службу и дать ему возможность совершить это путешествие. Король отказал, о чем впоследствии, видимо, не раз пожалел. Но он разрешил Магеллану попытать счастья при испанском дворе. И там ему удача улыбнулась…

… Но все идет не так, как планировалось. В XVI веке Южная Америка была практически неисследованной. Но Магеллан убежден, что может найти пролив, который позволит ему пересечь новый континент и таким образом достичь Тихого океана. В декабре 1519 года, после первой остановки в Рио-де-Жанейро, искатель приключений начинает понимать, что такого прохода нет. Та же ситуация наблюдается и дальше на юг, в районе Рио-де-ла-Плата. Помимо этих неудач, все более усложняются погодные условия, не хватает пищи, и экипажи начинают бунтовать. Один из кораблей терпит крушение. В защищенной от ветров бухте необходимо переждать зиму.

Но ничто не может обескуражить Магеллана. В августе 1520 года четыре корабля продолжили свой путь на юг. В конце октября они находят большую бухту и полагают, что это и есть желанный проход. Так произошло открытие Магелланова пролива. Путь через лабиринт островов, расположенных на юге Чили, становится весьма болезненным. Еще один корабль покидает экспедицию, чтобы вернуться в Испанию. Месяц спустя оставшимся судам, наконец, удается обнаружить путь к новому океану, через который они и достигнут Азии. Этот океан Магеллан назовет «Тихим». Океан-то хоть и «тихий», но дальнейшее путешествие не станет таким уж спокойным. Переход через это огромное водное пространство в период между ноябрем 1520 и мартом 1521 года будет долгим и трудным. Многие члены экипажа погибнут из-за цинги.

Магеллан или Элькано?
То тут, то там приходится делать остановки, так как экипаж оголодал и сильно истощен. Последний этап этого путешествия приходится для Магеллана на остров Маткан, расположенный в Филиппинском архипелаге.
Движимый желанием обратить коренные народы в христианство, в том числе с помощью оружия, Магеллан, в апреле 1521 года, погибает в бою. Один из трех оставшихся кораблей сожжен. Из пяти судов в строю остаются лишь «Виктория» и «Тринидад», да и те в плачевном состоянии. В ноябре 1521 года они достигают наконец Молуккских островов. Трюмы заполнены драгоценными пряностями, в основном гвоздикой, и пора возвращаться домой, в Испанию. Инструкции, данные королем Карлом при открытии, ясны: они обязательно должны вернуться!

Хотя первое кругосветное путешествие связывают с именем Магеллана, но именно баскский офицер Хуан Себастьян Элькано превратит этот, по сути, коммерческий рейс в кругосветное плавание. Бывший мятежник (он являлся участником одного из бунтов против Магеллана, но тот его простил) теперь командует «Викторией». И для него нет вопроса: он должен пересечь этот враждебный океан. Элькано не считается с приказом короля не следовать через контролируемый португальцами Индийский океан и берет курс на запад. И он выигрывает! Он достигнет Испании именно через Индийский океан. Второй корабль – «Тринидад» – попытается вернуться в Испанию обратным путем, через Тихий океан, где и потонет во время одного из штормов.

Более чем через три года после своего отплытия, 6 сентября 1522 года, «Виктория» прибывает в Испанию. Из 237 членов экипажей пяти кораблей, убывших в первое кругосветное путешествие, на родину вернутся лишь 18 человек на единственном оставшимся целым судне. 86 000 километров и 1 080 дней понадобятся, чтобы завершить этот маршрут.

Прошло 500 лет, но споры до сих пор не утихают. Кому мы в первую очередь обязаны этому подвигу – португальцу Магеллану или баску Элькано? Португальцы стараются не упоминать Элькано, а Королевская академия испанской истории заявила в марте 2019 года, что первое кругосветное путешествие было предприятием «исключительно испанским». Как бы то ни было, именно Элькано привел в испанский порт то, что осталось от флота Магеллана, и именно ему были оказаны все почести в 1522 году.

Хотя дебаты о роли одного и другого капитанов продолжаются по сей день, но их совместное путешествие и сегодня считается одним из величайших достижений в истории судоходства.