ЛИТВА
2 евро 2019 года
"СУТАРТИНЕС. ЛИТОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ"
Аверс: В центре на внутреннем диске изображены три женских профиля, от которых отходят концентрические линии, символизирующие полифонические мелодии литовских народных песен (сутартинес). Вверху по центру внутреннего диска отчеканено название страны-эмитента «LIETUVA», слева — название монеты на литовском языке «SUTARTINES». Справа расположены подпись дизайнера «LP», год эмиссии монеты «2019» и знак монетного двора, вписанные в узоры на национальные мотивы. На внешнем кольце расположены двенадцать звёзд Европейского союза.
Реверс: В центре справа расположена карта Европы с горизонтальной надписью «EURO». Карта Европы изображена поверх шести вертикальных линий, символизирующих стабильность; на концах этих линий имеются звёзды (всего 12 звёзд - по одной на каждый конец линии, символизирующих 12 стран-основательниц еврозоны). В левой части изображено числовое обозначение номинала - 2. Знак дизайнера Люка Люикса (Luc Luycx) - две перекрещивающиеся буквы L (LL), напоминающие цифру 4, расположены справа по центру под буквой "О" слова EURO).
Художник: Liudas Parulskis (обозначение — LP)
В 2010 году ЮНЕСКО внесла в список нематериального культурного наследия человечества древний тип многоголосого пения Литвы — сутартинес (лит. sutartinės, от sutarti — ладить, быть в согласии).
Сутарти́нес (лит. sutartine, от sutarti — ладить, быть в согласии; множественное число — сутартинес) — вид старинных народных литовских многоголосных песен, преимущественно женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы.
Древнейшие сутартинес были по характеру эпическими, поздние — более лирическими. Исполнение сутартинес прослеживалось только в восточной и северо-восточной областях Литвы. От древне-литовских народных песнях сутартинес отличаются своеобразным многоголосым складом, особенностями музыкальной структуры, а также мелодикой и ритмикой[2]. Живая традиция до середины XX века сохранялась в Аукштайтии (северо-восточная Литва).
По типу многоголосия различают следующие виды сутартинес:
- монодийный тип (одинаковые мелодии в разных голосах, с разным текстом);
- гетерофонный тип (сочетание вариантов одной мелодии);
- контрастный тип (контрапункт разных мелодий);
- канонический тип [2-х или (чаще) 3-х голосный бесконечный канон].
В другом виде сутартинес соединяются две и более самостоятельные мелодические линии, образуя свободную полифоническую ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (так называемые двийинес и кетуринес — двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия. Реже встречаются сутартинес, в которых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно с разными мелодиями и текстами.
Виды сутартинес определяются по способу исполнения:
- двяинес (вдвоём)
- тряинес (втроём)
- кятуринес (вчетвером).
Ритмически чёткие, простые мелодии состоят, как правило, из запева и припева. Особенностями являются почти сплошные параллельные секунды, синкопированный ритм, терцовые ходы, отсутствие развитой ладовой системы. Одна из главных особенностей сутартинес — обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке Литвы. Иногда попевки подвергаются варьированию покуплетному принципу. Стиль сутартинес характерен и для инструментальной литовской народной музыки. Такого рода пьесы исполняются на скудучяй, трубы тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес.
Сутартинес использовали в своих сочинениях многие литовские композиторы:
- Стасис Вайнюнас («Рапсодия на литовские темы» для скрипки с оркестром, концерт № 2 для фортепиано с оркестром),
- Балис Дварионас (скрипичный концерт),
- Юозас Груодис («Симфонические вариации»),
- Юлюс Юзелюнас (симфония № 2, балет «На берегу моря»),
- Антанас Рачюнас (симфония № 2) и другие.