ПРИДНЕСТРОВЬЕ
3 рубля 2023 года
"УЧИТЕЛЮ"
серия: "Дело жизни"
Аверс: В центре – изображение Государственного герба Приднестровской Молдавской Республики; по кругу – надписи: вверху – «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК», внизу – «3 РУБЛЯ»; в нижней части под гербом – «2023».
Реверс: В центре - изображение глобуса и книги; слева: внизу – изображение букета цветов, вверху – школьной доски с надписью на ней «УЧИТЕЛЮ».
Художник: Рудяга В.И.
Памятные монеты Приднестровского республиканского банка из недрагоценных металлов образца 2023 года являются законным средством обращения и платежа на территории Приднестровской Молдавской Республики, обязательны к приёму по нарицательной стоимости во все виды платежей всеми организациями независимо от формы собственности и сферы деятельности.
Учи́тель, учи́тельница — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).
Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Первые учителя были известны еще в Древней Греции, когда была построена одна из первых систем образования. С 7 лет дети могли ходить в школы, где обучались грамоте, арифметике, музыке, пению, рисованию. Помимо школ, в которых обучали наукам, существовали специальные частные гимнастические школы — палестры.
В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К.Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным.
В СССР, а по наследству и в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи «поддержания дисциплины», поиск «шефов» для школы, включая привлечение средств родителей и т. д.) оказались возложены на одного человека — учителя, а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л.С. Выготский, Т.Д. Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, «что такое хорошо» (т.н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А.С. Макаренко).
Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый позже Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, А.В. Луначарским, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда, качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.
По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.