ФИНЛЯНДИЯ
2 евро 2024 года
"ГЕЗЕЛЛИУС, ЛИНДГРЕН, СААРИНЕН — ФИНСКАЯ АРХИТЕКТУРА"
Аверс: На внутреннем диске по кругу по часовой стрелке изображены четыре здания, созданные архитектурным бюро "Gesellius, Lindgren, Saarinen": Национальный музей Финляндии, дом Тальберга, Виттреск и павильон Финляндии на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Башни на крышах этих зданий направлены к центру. Между ними расположены фамилии архитекторов: "LINDGREN", "SAARINEN" и "GESELLIUS". Слева по центру между Виттреском и павильоном Всемирной выставки выгравированы аббревиатура государства-эмитента "FI", знак монетного двора и год выпуска "2024". Тексты и силуэты зданий формируют на круглой поверхности композицию, напоминающую циферблат часов. На внешнем кольце расположены двенадцать звёзд Европейского союза.
Реверс: В центре справа расположена карта Европы с горизонтальной надписью "EURO". Карта Европы изображена поверх шести вертикальных линий, символизирующих стабильность; на концах этих линий имеются звёзды (всего 12 звёзд - по одной на каждый конец линии, символизирующих 12 стран-основательниц еврозоны). В левой части изображено числовое обозначение номинала - 2. Знак дизайнера Люка Люикса (Luc Luycx) - две перекрещивающиеся буквы L (LL), напоминающие цифру 4, расположены справа по центру под буквой "О" слова EURO).
Художник: Aimo Katajamäki
Художник реверса: Luc Luycx (Люк Люикс) (обозначение - две перекрещивающиеся буквы LL, напоминающие цифру 4)
Фирма "Gesellius, Lindgren, Saarinen" была основана в 1896 году в Хельсинки тремя молодыми архитекторами — Германом Гезеллиусом (Herman Gesellius, 1874-1916), Армасом Линдгреном (Armas Lindgren, 1874-1929) и Элиэлем Саариненом (Eliel Saarinen, 1873-1950).
Этот творческий союз стал одним из самых значительных в истории финской архитектуры, сыграв важную роль в развитии северного модерна и национального романтизма в архитектуре.
Незадолго до получения дипломов Политехнического училища молодые архитекторы получили известность, заняв 1-е и 2-е места в архитектурном конкурсе на проект жилого здания, известного как дом Тальберга в Хельсинки. Фирма Гезеллиуса, Линдгрена и Сааринена пользовалась огромной популярностью с самого начала своей деятельности, в первую очередь благодаря успехам в архитектурных конкурсах. Они считались создателями новой финской архитектуры, сочетающей в себе новейшие достижения зарубежной архитектуры, черты модерна с элементами национального колорита. В частности, жилые дома, спроектированные фирмой в Хельсинки, положили начало новому современному стилю в Финляндии.
Международный прорыв фирмы произошёл в 1900 году, когда она спроектировала финский павильон для Всемирной выставки в Париже. Элиэль Сааринен был главным дизайнером павильона, который представлял собой прямоугольное здание, закругленное с одного конца, и пристроенной к нему башней. В сводчатом пространстве под башней Аксели Галлен-Каллела написал фрески на тему "Калевалы". Архитектура павильона была вдохновлена западным стилем модерн, но декоративные мотивы, заимствованные из финской природы, сделали его образцом финской архитектуры.
В 1902—1904 годах архитекторы построили собственный дом-студию "Виттреск" (Hvitträsk) на берегу одноимённого озера, расположенном недалеко от Хельсинки. Это здание в стиле национального романтизма с элементами средневекового замка, сочетает каменные стены, деревянные элементы, асимметрию и гармонию с природой. Здесь они жили и работали, однако со временем между ними нарастали как творческие, так и личные разногласия.
Финская национально-романтическая архитектура в чистом виде представлена в работах Гезеллиуса, Линдгрена и Сааринена монументальными каменными зданиями, такими как здание страховой компании Похьола, построенное в 1900—1901 годах, и Национальный музей, построенный в 1905—1910 годах.
Архитектурное бюро прекратило свою деятельность в 1905 году, и Национальный музей стал их последней совместной проектной работой. Фирма распалась из-за ряда проблем: творческих (Сааринен тяготел к более современным формам, в то время как Гезеллиус и Линдгрен предпочитали традиционные), личных (Гезеллиус был женат на сестре Сааринена, но брак распался, что усугубило напряжённость), а также финансовых (некоторые проекты оказались убыточными).
Самостоятельная деятельность архитекторов
После закрытия совместного бюро Элиэль Сааринен стал самым известным архитектором из троих, как на национальном, так и на международном уровне. Одной из его главных работ считается железнодорожный вокзал Хельсинки, строительство которого было завершено только после революции. В 1910-х годах Сааринен сосредоточился на градостроительстве, разработав проекты для Таллина, Будапешта и Хельсинки. После 1923 года карьера архитектора продолжилась в США, где у него была совместная фирма со своим сыном Ээро Саариненом.
После распада совместного бюро Армас Линдгрен основал собственную архитектурную фирму. В течение следующего десятилетия он работал с Оливией Матильдой Лённ, результатом этого сотрудничества стали новый студенческий дом в Хельсинки, театр "Эстония" в Таллине и студенческий дом "Сакала" в Тарту. Линдгрен также известен как педагог, который с 1902 по 1912 год преподавал в Центральной школе искусств и дизайна (ныне — Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто), а в 1919 году стал профессором архитектуры в Финской высшей технической школе.
Наименее известным из троих был Герман Гезеллиус, чей период самостоятельной работы оказался коротким, а творчество — ограниченным. Это было связано с его тяжёлой болезнью, которая привела к его смерти в относительно молодом возрасте в 1916 году. Наиболее известным архитектурным проектом Гезеллиуса является дом Вуорио на улице Унионинкату в Хельсинки.
"Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен" оставили яркий след в архитектуре Финляндии, а Элиэль Сааринен, в частности, оказал значительное влияние на развитие американского модернизма. Работы талантливых архитекторов до сих пор считаются классикой северного модерна и вдохновляют последующие поколения. Не стоит забывать, что они спроектировали множество жилых домов и общественных зданий, которые стали важными элементами городской архитектуры.
Их совместные проекты, такие как Национальный музей Финляндии и Виттреск, до сих пор считаются шедеврами архитектуры. Творчество этих мастеров заложило основы для следующего поколения финских архитекторов, включая Алвара Аалто. Вилла Виттреск и Национальный музей остаются символами эпохи, когда архитектура стала инструментом выражения национальной гордости и культурного возрождения.
Работы архитекторов оказали заметное влияние на развитие финского архитектурного стиля. Их подход, основанный на использовании местных материалов и форм, вдохновлённых природой, стал основополагающим для многих последующих поколений архитекторов. Несмотря на то что фирма прекратила своё существование в 1905 году, наследие Гезеллиуса, Линдгрена и Сааринена продолжает жить в их работах и в архитектурной практике Финляндии. Их идеи о гармонии между природой и архитектурой, а также внимание к деталям остаются актуальными и сегодня.